• Новости
  • Экскурсия в Боровск первичной организации микрорайона "Зелёновский"

Экскурсия в Боровск первичной организации микрорайона "Зелёновский"

Первичная организация Подольской городской организации ВОИ микрорайона «Зелёновский» 10 августа провела экскурсию в Боровск.

Небольшой старинный городок Боровск в Калужской области известен как центр старообрядчества. Но не только. Городок расположен в живописной местности на холмах, в окружении сосновых лесов. Обычно в таких местах любили селиться балтские племена - предки литовцев и латышей. Балтское племя голядь в районе Калуги и Козельска существовало ещё в раннем средневековье. А сам Боровск долгое время стоял на границе Московского княжества с Великим княжеством Литовским. Не говоря про странные для русского уха названия местных рек Протва и Истерьма.

Город приобрёл широкую славу после того, как в близлежащий Пафнутьев монастырь был сослан лидер Раскола протопоп Аввакум. Раскольничество возникло вследствие присоединения к Московии части Украины, и в нем участвовали, как сказали бы сейчас, политические элиты страны. Сёстры Феодосия Морозова и Евдокия Урусова, замученные до смерти холодом и голодом в яме на Боровском городище, принадлежали к самым высшим слоям тогдашнего общества.

Сегодня Боровск может похвастаться многочисленными купеческими особняками, храмами и дореволюционными фабриками, как та же Калуга или некоторые города Золотого кольца. Но не надо смотреть на старообрядцев только сквозь розовые очки: они действительно в чем-то похожи на протестантские секты, которые своим трудом и верой достигли большого благополучия, например, в США. Но, скажем, Конан Дойль очень неблаговидно показывал мормонов. А некоторые американские классики весьма иронично писали про протестантов из Голландии, которые и в Америке по старой крестьянской привычке зачинали детей, стоя в одежде в поле.

Вот, например, как описывала Боровск дочь Циолковского, который 12 лет прожил в этом городке, работая учителем арифметики и попутно ведя научные изыскания: «Нравы в Боровске были дикие, частенько на улицах царила кулачная расправа и право сильного. В городе было три молельни разной веры. Часто члены одной семьи принадлежали разным сектам и ели из разной посуды. На праздниках, во время свадеб богатые лихо катили на рысаках, напоказ возили по городу приданое какой-нибудь невесты, вплоть до перин, буфетов, гусей и петухов, устраивались лихие пьянки и вечеринки. Раскольники воевали с другими сектами». (Из воспоминаний Любови Константиновны, дочери учёного).

Историческое ядро города - Боровское городище на мысу, образованном изгибом речки Протва. То, что Боровск упоминается в русских летописях только под 1358 годом, хотя укрепленное поселение на мысу существовало намного раньше, что косвенно говорит о его не славянской принадлежности. В селе Высокое (ныне в черте города) найдены следы ранних поселений мощинской культуры - предков той самой голяди.

В 2005 году на предполагаемом месте гибели Морозовой и Урусовой была поставлена часовня. Легендарная боярыня Борозова, Феодосия Соковнина в 17 лет была выдана замуж за Глеба Морозова, вдовца, которому было за 50 лет, олигарха своего времени и дядьки (то есть воспитателя) будущего царя Алексея Михайловича. То есть фактически Ксения Собчак своего времени. После смерти мужа в 1662 году треть его огромного состояния она потратила на сирых и убогих и сама приняла постриг в 1670. Считается, что в старую веру она перешла под влиянием лично Аввакума, который останавливался в 1664 году в её доме после очередной ссылки. Судьбоносная ссора с царем произошла в 1671 году, когда овдовевший Алексей Михайлович вновь решил жениться, а Морозова отвергла его приглашение на свадьбу.

После ареста Феодосию Морозову содержали в темнице в Москве, а затем вместе с её сестрой Евдокией Урусувой в Боровске. Им оставили минимум личных вещей, включая предметы культа, но затем посадили в яму на улице без еды, как и сейчас любят делать кавказские террористы. В ноябре 1675 года женщины умерли от голода и холода. Также на Боровском городище были казнены некоторые активные раскольники. Сам Аввакум писал про условия своего заключения: "в сс..нии и ср..нии". Однако благодаря силе духа этих персон население Боровска стало
старообрядческим и оставалось таким на 70% ещё в XX веке. Современные старообрядцы поддерживают свою веру и культуру, а также музей на Боровском городище.

Один из крупных флотоводцев Российской империи Сенявин родился за тысячи километров от ближайшего моря, в Боровском уезде Калужской губернии. Так же как и прославленный адмирал Ушаков, родившийся около Тутаева в Ярославской губернии. Сенявин участвовал в войнах с Турцией, пытавшейся вернуть Крым, в кампаниях под руководством Ушакова и из-за конфликтов с ним даже был отстранен Потемкиным от должности. Затем был начальником порта Херсон, Ревель (Таллинн), командовал эскадрами Балтийского флота. В центре Боровска ему поставлен такой памятник.

Видео тут и тут.

Комментарии ()